ОРИЕНТИР

Как удержать внимание студентов/учеников во время онлайн-урока?

Удержать внимание студентов на онлайн уроке с первой до последней минуты сложнее, чем на «живом» уроке, на котором мы видим и слышим, чем занимаются студенты, можно подойти поближе к отвлекающемуся, тем самым вернув его в “рабочий режим”. Удаленно сложно проследить за тем, чтобы студент параллельно не листал ленту соцсетей или проверял почту, более того, сложно понять, что происходит по ту сторону экрана, если студент отключает камеру или микрофон.

Вот несколько советов, как сконцентрировать внимание обучающихся во время видеоурока и повысить их мотивацию.

1. Всегда работайте с включенной камерой
Будьте примером для студентов. Установите правило — во время онлайн-занятий должна быть включена камера.

2. Уберите отвлекающие факторы.
Посторонние звуки, например, эхо или уведомления телефона, картины, полка с книгами на заднем фоне. Хорошо, если вы будете вести занятия на белом, однотонном или размытом фоне, чтобы студенты не пытались рассмотреть детали за вашей спиной.

3. Используйте различные инструменты дистанционного обучения.
Как и при смене деятельности, студенты активизируются, когда требуется выполнить дополнительные манипуляции, например, перейти в чат, пройти по ссылке, открыть сайт. Попросите написать ответы в чат; проводите голосование в чате, например, попросите отправить плюс, если студент согласен с высказыванием.

4. Не пренебрегайте парной и групповой работой
Важно использовать разные типы взаимодействия в рамках одного урока. В Zoom/Discord вы можете свободно перемещаться по созданным группам/парам и слушать их обсуждение и наблюдать за работой. Процесс точно такой же, как в реальной жизни. Студенты даже чувствуют себя намного комфортнее, ведь группы друг другу не мешают и слышат только себя.


5. Привлекайте непроизвольное внимание
Непроизвольное, или пассивное, внимание — это внимание, вызванное внешними причинами, не требующее специальных усилий со стороны студента. Непроизвольное внимание обучающихся можно привлечь, например, с помощью контрастов. Используйте жестикуляцию, сделайте речь более эмоциональной, меняйте темп и громкость речи.

6. Помните об обратной связи
Чаще подводите промежуточные итоги. Обсуждайте результаты группы, подчеркивайте успехи. В конце каждого занятия резюмируйте, что из запланированного удалось выполнить. Обратная связь по ходу занятия помогает удерживать внимание и мотивацию, а подведение итогов структурирует работу.

7. Делайте запись занятия
По возможности запишите занятие, чтобы он был доступен для тех студентов, которые не смогли подключиться онлайн. Это отличный способ добавить в дистанционное обучение индивидуальный подход — студенты могут посмотреть непонятные моменты или пройти занятие в комфортном для них темпе.

8. Показывайте презентации и картинки
Долго концентрироваться только на голосе ведущего тяжело: человек начинает думать о своем и отвлекается. Поэтому рассказ разбавляйте визуальными элементами: показывайте презентации, схемы, таблицы, фотографии. Только выбирать стоит простые изображения, иначе участники будут разглядывать картинки, а не слушать выступление.
Кроме того, визуальные элементы помогут участникам лучше освоить материал вебинара. Наукой изучено, что на слух человек воспринимает только 15% информации. Если же он видит и слышит одновременно, то уровень восприятия повышается до 65%.

9. Переключите внимание на чат

Многие преподаватели игнорируют этот полезный инструмент. Переключение внимания на чат позволит сконцентрировать студентов на задаче. Помимо отправления раздаточного материала и ссылок, дифференцирования заданий существуют и другие варианты работы с чатом:

  1. попросите написать ответы в чат;
  2. вместо того, чтобы выводить вопросы для обсуждения на экран, отправьте их в чат;
  3. напишите в чате тому студенту, который должен отвечать; 
  4. напишите в чате вопрос одному студенту, студент на него отвечает, а остальные стараются отгадать вопрос, который вы написали в чате; 
  5. проводите голосование в чате, например, попросите отправить плюс, если студент согласен с высказыванием или написать номер картинки, которая больше нравится; 
  6. попросите написать изученную на прошлом уроке лексику, не повторяя слова, написанные ранее другими студентами;
  7. переписка с fast finishers. Студенты, которые раньше остальных выполнили задание, будут отвлекаться на посторонние дела, напишите им в чате дополнительные задания, вопросы или просто комментарии о выполненной работе.