Новость

Региональные ЦОПП обсудили возможности разработки образовательных программ по принципу "конструктора компетенций"


26 августа 2020 г. Центр опережающей профессиональной подготовки РС(Я) (ЦОПП РС(Я) провел вебинар «Конструирование образовательных программ с использованием принципа «Конструктора компетенций» в рамках Августовского совещания работников образования Республики Саха (Якутия) «Развитие системы образования в новых условиях».
Модератором секции была Наталья ФЕДОТОВА, руководитель отдела образовательных проектов ЦОПП РС(Я).



В работу вебинара подключились 100 участников - руководители образовательных организаций, преподаватели и мастера производственного обучения, учителя школ, представители различных организаций и эксперты из других регионов России.
Программа вебинара позволила обсудить принципы использования «конструктора компетенций» в разработке образовательных программ и рассмотреть механизмы индивидуализации образовательной траектории слушателя.


Преподаватель ЦОПП РС(Я) Индилена ДОХУНАЕВА рассказала про индивидуализацию образовательной траектории.
“Конструктор программ» - один из инструментов индивидуализации образовательной траектории. Адаптация образования под конкретного потребителя возможна путем частичного изменения программы под конкретный запрос и доукоплектования программы дополнительными элементами или принадлежностями. Это можно обеспечить с помощью «конструктора программ», когда слушатель самостоятельно производит «складывание» программы в процессе подбора курсов”, - пояснила она.

Заместитель директора по учебной работе ГАПОУ РС(Я) «Региональный колледж в г. Мирном» (МРТК) Алиса МУСОРИНА выступила с темой «Цифровой специалист в нефтегазовом производстве».
Она рассказала, что смена парадигмы «набора компетенций» на «личную стратегию конкурирования» поставила перед управленческой командой МРТК трудную задачу, которая требовала разработки новых подходов к реализации профессиональных образовательных программ и необходимость проектирования обеспечивающих условий построения нового содержания образования в реализации новой образовательной модели. Она отметила, что трансформация модели конкурентоспособности выпускника произошла в ходе реализации флагманской программы «Цифровой специалист в нефтегазовом производстве», которая была разработана  в 2019 году управленческой командой МРТК в ходе обучения по программе профессиональной переподготовки Международной школы управления «Сколково». 


"Внедрение флагманской образовательной программы мы рассматриваем как формирование ключевых компетенций нового типа с учетом развития современных технологий, стандартов и мировых трендов изменения профессий, которые востребованы предприятиями региона. Следует отметить, что образовательная программа «Цифровой специалист в нефтегазовом производстве» делится на «цифрового техника» и «цифрового оператора». Цифровой техник — специалист по сбору и анализу данных и обслуживанию единой платформы автоматизированной системы управления. В своей работе он должен учитывать новые способы обработки и представления данных. Цифровой оператор выполняет функции контроля технологического процесса с помощью автоматизированных средств управления и передает показатели процесса для анализа принятия решений”,- пояснила она.

Нужно отметить, что Мирнинский региональный технический колледж стал одним из победителей по самому конкурентному направлению «Промышленные и инженерные технологии» по созданию современных мастерских по компетенциям «Промышленная робототехника», «Добыча нефти и газа», «Электрослесарь подземный», «Интеллектуальные системы учета электроэнергии».


Начальник учебно-методического отдела Центра опережающей профессиональной подготовки Иркутской области Анна АРЦИХОВСКАЯ выступила с докладом «Проблемы и пути их решения при конструировании образовательных программ с использованием принципа «конструктора компетенций» в Иркутской области».
“При разрабатывании образовательных программ по принципу конструктора компетенций, чтобы обучающийся мог сам выбрать модули по интресам, для организации индивидуальной траектории, мы стали смотреть на модуль как на дидактическую единицу, имеющую свои результаты обучения и содержание и искать ответ на вопрос: Какой должна быть образовательная программа, отвечающая профстандарту и требованиям опережающей профессиональной подготовки? Во-первых, она должна быть модульной, во- вторых, каждый модуль должен быть направлен на освоение определённого вида деятельности, в-третьих, освоение каждого вида деятельности должна осуществляться через овладение набором профессиональных компетенций, в-четвертых, для овладения ПК модуль обязательно должен иметь раздел «Практика» или «Стажировка» и в-пятых, каждый модуль заканчивается промежуточной аттестацией (мини ДЭ)”, - поделилась Анна Анатольевна.



Саяна БАЛДАНОВА, к.э.н., методолог Центра опережающей профессиональной подготовки Республики Бурятия, рассказала о технологии сборки опережающих программ профессионального обучения.
В ЦОПП Республики Бурятия реализуется 18 коротких программ, по которым обучились более 500 человек. В формировании индивидуальной траектории обучения, исходя из данных мониторинга потребностей, на этапе разработки программ для развития региона опираемся на потребности работодателей. Большинство учебных программ разработаны по запросу работодателей”.

Руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки Забайкальского края Нина НОМОКОНОВА поделилась практикой взаимодействия их центра с Правительством Забайкальского края.
“Мы работаем во взаимодействии с Правительством Забайкальского края по проекту губернатора “Забайкальский призыв” по определенному направлению обучения государственных служащих. В разработке образовательных программ помогала нам Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ”.


В свою очередь Антонина АНТОШКИНА, методист Центра опережающей профессиональной подготовки Забайкальского края, рассказала о программе профессионального обучения «Цифровой куратор» с применением  модульного подхода.
“Программа “Цифровой куратор” рассчитана для достижения прорыва в цифровой грамотности наших граждан. И в условиях цифровизации образования профессиональные знания и умения таких консультантов могут быть востребованы как никогда”.


Руководитель, профориентолог, маркетолог команды «Skillometer» Розалия БАИШЕВА познакомила со Скилл-платформой профориентации для цифрового портфолио с элементами геймификации.
Скилл-платформа - это сайт с интерактивным CRM для образовательных организаций и мобильное приложение для учеников. В мобильном приложении пользователь может заполнить портфолио с индивидуальным набором тегов (ключевых слов), распределенных по 7 категориям в колесе баланса: спорт, инженерное и ИТ, бизнес, естественно-научное, творчество, Softskills и языковое. Skill-портфолио рассчитывает процент знаний для точечного подбора модулей курсов размещенных образовательными организациям и пользователь может добрать микронавыки через краткосрочные курсы, чтобы стать высокооплачиваемым специалистом”, - рассказала Баишева.


Участники отметили, что выбранная тематика секции является актуальной, так как важным этапом в алгоритме построения современной образовательной программы является конструирование ее содержания вокруг ведущих идей учебного курса или дисциплины.
По итогам вебинара будут разработаны методические рекомендании разработки и реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по модульной технологии по принципу конструктора компетенций в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях.

Центры опережающей профессиональной подготовки Иркутской области, Забайкальского края, республики Бурятия и ЦОПП Республики Саха (Якутия) договорились о подписании соглашения о сетевом взаимодействии.

Материалы секции доступны на сайте ЦОПП РС(Я) по ссылке: http://copp14.ru/novosti